ИЛЛЮЗИЯ


ИЛЛЮЗИЯ
– искаженное восприятие реальности. В работах З. Фрейда проводится различие между иллюзией и заблуждением.

   Не все заблуждения являются иллюзиями, последние не обязательно должны совпадать с заблуждениями. Так, мнение древнегреческого философы Аристотеля о том, что насекомые возникают из нечистот, З. Фрейд считал заблуждением; мнение же португальского мореплавателя Колумба, будто он открыл новый путь в Индию, – иллюзией. Отличие иллюзии от заблуждения заключается в том, что в первом случае в ее создании участвует желание человека, в то время как во втором случае такое желание отсутствует.

   С точки зрения З. Фрейда, нашедшей отражение в его работе «Будущее одной иллюзии» (1927), характерной чертой иллюзии является ее происхождение из человеческого желания. В этом отношении иллюзия напоминает собой бредовую идею, то есть несоответствующее реальности представление. Однако, несмотря на определенные сходства между собой, иллюзия отличается от бредовой идеи одним важным моментом: в бредовой идее есть противоречие с реальностью, в иллюзии такое противоречие вовсе не обязательно. Так, девушка может жить иллюзией, что рано или поздно она найдет своего принца, который полюбит ее и осчастливит. Это возможно, хотя бывает не так часто, как хотелось бы девушкам.

   З. Фрейд соотносил иллюзию с верой: возникновение веры также связано с предполагаемым исполнением желания. Под этим углом зрения он рассматривал религиозные учения, считая их иллюзиями. Но в данном случае не имеется в виду признание истинности или ложности религиозных учений, поскольку их нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Речь у З. Фрейда идет о том, что религиозные учения являются иллюзиями именно по своей психологической природе.

   Иллюзии подобного рода З. Фрейд противопоставлял науке. Он исходил из того, что научная деятельность остается для человека единственным средством, способствующим познанию окружающего мира. Научные теории могут быть ошибочными. Они могут отражать заблуждения ученых. Однако на смену одним научным теориям приходят другие, более плодотворные и дающие более адекватное представление о мире.

   Психоаналитическая трактовка религии как иллюзии встретила возражение среди ряда исследователей. Некоторые из них считали, что вера З. Фрейда в науку – это тоже иллюзия. Основоположник психоанализа не согласился с подобной точкой зрения. Более того, он всячески подчеркивал, что в отличие от религии наука не является иллюзией. По его собственным словам, иллюзией была бы вера, «будто мы еще откуда-то можем получить то, что она не способна нам дать».


   
* * *
(греч. illusio - ошибка, заблуждение) - 1. субъективно искажённое восприятие реально существующих объектов (точнее, наглядных образов неких объектов, воздействующих на органы чувств), когда нельзя предсказать, что будет воспринято prima facie, то есть исходя из естественного анализа физического стимула; 2. мысли, оценки, которые неадекватны той ситуации, в связи с которой они возникают; 3. в психоанализе – согласно Винникоту (1958), это важное условие здорового развития, представленное переживаниями младенца в тех «счастливых» случаях, когда матери удаётся реализвать его ожидания, то есть когда галлюцинации младенца об исполнении желания встречают подлинно материнское отношение. Предполагается также, что пациенты, которые используют в качестве защиты идеализацию, находятся в состоянии, порождающем иллюзии.


* * *
(лат. «заблуждение, обман, насмешка, игра») – обман чувств; неправильное, неадекватное представление о чем-то как неоправданная надежда на что-то хорошее; нечто несбыточное, мечта. В определенных ситуациях какие-то предметы могут показаться фантастическими животными и т. п. Могут быть иллюзии относительно своего будущего, относительно помощи со стороны каких-то людей. Может быть следствием наивности, легкомыслия, с течением времени сменяется разочарованием. Ср. ситуацию в пьесе А. Чехова «Вишневый сад», когда Гаев питал неоправданные надежды на получение больших денег от богатой родственницы, которые позволили бы спасти имение. Ср. содержание романа О. Бальзака «Утраченные иллюзии».


* * *
Искаженное, обманчивое восприятие действительно существующих во внешней среде объектов, явлений, ситуаций. При этом реальный образ сливается с воображаемым. Возникновению иллюзии способствует нечеткость восприятия. Иллюзии возможны и у здоровых людей, но чаще они возникают при интоксикациях или психических заболеваниях, ведущих к расстройству функций вторичной зрительной коры (поля 18 и 19 по Бродманну).


* * *

(от лат. illusio – ошибка, заблуждение, illudo – обманываю, насмехаюсь, разыгрываю) – 1) Неадекватное отражение воспринимаемого обьекта и его свойств. 2) Ложные, несбыточные надежды, мечты.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Синонимы: